Страхование дебиторской задолженности
Владелец мебельного магазина хочет приобрести с отсрочкой платежа товар у мебельной фабрики. Сотруднику службы безопасности фабрики предстоит принять решение: согласиться на условия потенциального клиента или отказаться во избежание формирования проблемной дебиторки на фабрике.
Последствия просроченной дебиторской задолженности для предприятия
Взыскание дебиторской задолженности — длительный процесс, тянущийся годами. Чтобы принять оптимальное решение: отгрузить без предоплаты мебель или нет, контрагента необходимо прогнать по ряду проверок.
Проверка финансового состояния клиента: документы и сервис
Сотрудник службы безопасности заказал кредитный отчет и бизнес-справку СПАРК на сайте Unirate24 с целью рассчитать потенциальные риски при отсрочке оплаты.
Кредитный отчет позволяет оценить платежную дисциплину, выяснить наличие долгов перед банками и другими контрагентами. Стоит такой отчет от 300-700 рублей. Форма кредитного отчета представлена на рис.2.
Бизнес-справка предоставляет информацию о хозяйственной деятельности, индексах должной осмотрительности и платежной дисциплины. Стоит эта справка от 250-600 рублей. Сама форма справки представлена ниже.
Бизнес-справка СПАРК
Запрошенные отчеты показали существенные проблемы с финансами в мебельном магазине. Поверив контрагенту, фирма рискует получить долг, возврат которого сомнителен. Потенциальные варианты развития событий при оплате с отсрочкой:
В этой ситуации собственник мебельного магазина решил застраховать свою дебиторскую задолженность, чтобы минимизировать свои риски и подтвердить свою надежность.
Страхование дебиторской задолженности: преимущества и нюансы
В странах ЕС более 40% занимает страхование дебиторской задолженности компании. В России эта процедура пока занимает 0,4%, потому что более 56% компаний работают по предоплате.
Применяя зарубежный опыт на практике, страхование дебиторки целесообразно из-за ряда преимуществ:
- Финансовая стабильность организации за счет защиты активов фирмы, даже если контрагент банкрот.
- Лояльное отношение поставщиков.
- Предоставление кредита банка на выгодных условиях в связи с уменьшением резерва долгов.
- Стабилизация потока денежных средств в случае форс-мажорных обстоятельств.
- Страховое возмещение в случае наступления события.
- Независимая оценка кредитных рисков организации.
- Минимизация риска работы с мошенниками, для которых невыполнение обязательств — норма. Разбираться с ними будет страховая компания вместо организации.
На отечественном рынке страхования 63,3 % занимают выплаты по предпринимательским и финансовым рискам, к которым относят дебиторку. Эти факты подтверждаются данными Росскомстата и показаны на рис.5.
Структура страховых выплат по видам страхования
Страхование дебиторской задолженности компании — рациональное решение. При заключении договора учтите следующие нюансы:
- Деловая репутация страховщика. Не связывайтесь с компанией, если она отказывает в выплате при наступлении страхового случая.
- Количество документов, подтверждающих наступление страхового случая. Чем больше их, тем сложнее получить выплату.
- Порядок уведомления. Существует период (20-30 календарных дней от даты оплаты задолженности), когда нужно сообщить в страховую компанию о просроченном платеже. Страховщику подается уведомление о просроченной задолженности.
- Франшиза (часть убытка, которая не возмещается страхователю в случае наступления страхового случая). В договорах используют условную и безусловную франшизу.
Форма уведомления о просроченной задолженности
При условной франшизе убыток возмещается в полной сумме, если она превысила размер оговоренной франшизы. Иначе ущерб не возмещается.
Пример 1. Исходные данные: условная франшиза — 15 тыс.руб. А. Ущерб составил 10 тыс. руб. Страховая компания не возместит убытки фирме, т.к ущерб меньше суммы франшизы. Б. Убыток организации составил 35 тыс.руб. В этом случае страховщик выплачивает возмещение в размере убытка, превышающем сумму франшизы в размере 35 тыс.руб.
Для безусловной франшизы характерно возмещение, уменьшенное на сумму безусловной франшизы.
Пример 2. Условная франшиза -15 тыс.руб. Убыток при страховом случае составил 35 тыс. руб. Страховая компания выплатит возмещение в размере 20 тыс.руб. (35 тыс.руб. — 15 тыс.руб). Взыскать непогашенную сумму франшизы фирма имеет право предъявить дебитору.
В договоре размер безусловная франшиза выражается в процентном соотношении от размера убытка. В этой ситуации выплата составляет разницу между размером убытка и безусловной франшизы.
Пример 3. По договору установлена безусловная франшиза в размере 15% от суммы убытка. Убыток составил 20 тыс.руб. Размер возмещения составит 20 тыс.руб — 20 тыс.руб* 15% = 17 тыс. руб.
Просрочка платежа или банкротство покупателя — наступление страхового случая. Клиент должен в течение месяца сообщить о возникновении просроченной дебиторки и направить письменное требование о возмещении убытков.
Схема работы со страхованием дебиторки
Но страховщики не возмещают компании:
- убытки поставок ТМЦ, превышающие кредитный лимит;
- неоплаченные пени и штрафы по факту просрочки платежа;
- убытки, погашаемые взаимозачетом.
Как застраховать дебиторскую задолженность
Страхование дебиторки компании начинается с выбора страховщика с положительной деловой репутацией (КофасРус, Росно, Гермес, Согласие, Альянс, Альфа страхование, Ингосстрах ОНДД). Цена процедуры рассчитывается персонально для каждой фирмы с учетом кредитных лимитов, оценки риска, методики работы с дебиторской задолженностью, истории убытков.
Для заключения договора с индивидуальными условиями страхования для клиента страховщику нужно предоставить такие документы:
- Информация о фирме (название, юридический адрес, деятельность, идентификационный номер плательщика).
- Отчетность организации (баланс и отчет о финансовых результатах за последние 3 года).
- Реестр старения дебиторки.
- Сведения о возникших убытках за последние 2-3 года.
- Планируемое количество продаж в будущем году.
- Перечень покупателей, работающих с дебиторкой.
- Заявление-анкета.
На следующем этапе проводится оценка кредитного риска, на основании которого формируется кредитный лимит. Страховщик дополнительно заказывает анализ рынка у специалистов.
Предпоследний шаг перед подписанием договора — установление франшизы.
Договор страхования подписывается на 1 год. В соответствии с условиями договора просрочка оплаты или банкротство контрагента — наступление страхового случая. На этом этапе выбирают полисную или генеральную схему страхования.
Полисная система характеризуется выпиской полиса на каждую поставку с рассрочкой. При оплате страховой премии полис становится действующим.
Для генеральной системы допускается оформление без полиса в рамках кредитного лимита. Для этой системы нужно ежеквартально присылать отчеты о поставках и величине дебиторки. Эту схема — показатель надежности фирмы. Она применяется после работы со страховой компанией с использованием полисной схемы.
Резюме
Таким образом, страхование дебиторской задолженности минимизирует финансовые риски компании, организовывает контроль за платежной дисциплиной клиентов и открывает новые возможности на рынке.
Начните проверку сейчас
Это не займет много времени. Отчет придет уже через 1 секунду.
Представители служб безопасности одни из самых жадных до информации специалистов. Особенно, когда речь заходит о частных лицах. Это обусловлено тем, что поиск...
Как работает мониторинг и зачем он вам нужен Мониторинг еженедельно проверяет кредитную историю сотрудников или контрагентов и уведомляет вас об изменениях. В...
Чтобы поддержать ваш бизнес в это непростое время, до конца июля 2020 года мы запускаем акцию: бесплатный мониторинг финансового состояния сотрудников и...