Мы снизили долю проблемной дебиторки на 15 процентов

Большинство компаний используют разные инструменты по работе с дебиторами, а иногда их спешно сочетают, чтобы не допустить плохих долгов или сократить просроченную задолженность. Секретами управления дебиторской задолженностью с редакцией журнала «Финансовый директор» поделился заместитель финансового директора «Металлинвест» Алексей Думачев. Компании удалось сократить долю проблемной дебиторки.

— Многие производственные компании в России работают с клиентами по отсрочке платежа. Вы идете клиентам навстречу?

— С учетом текущей ситуации мы готовы идти навстречу нашим партнерам и предоставить рассрочку на 30-60 дней. В 2015 году объем отгрузок с отсрочкой платежа вырос на 30-40 процентов. Отсрочка позволяет нашим клиентам выполнить все необходимые работы, сдать объект, получить деньги, и только потом рассчитаться с поставщиками и кредитными организациями. Фактически, мы являемся кредиторами для своих контрагентов, предоставляя беспроцентную рассрочку, в отличии от кредитных организаций.

— Что делаете для минимизации риска возникновения проблемной дебиторки?

— Для обеспечения «качества» дебиторской задолженности проводим всесторонний анализ деятельности клиента. В частности, анализ бухгалтерской отчетности, проверку обеспечения сделки и кредитной истории клиента. Проверять кредитную историю с 1 июля 2014 года разрешает Федеральный закон от 30.12.04 № 218-ФЗ «О кредитных историях», но только с письменного согласия контрагента. Несмотря на то что сведений огромное количество, примерно 1,5 млн юридических лиц и 3,5 млн записей по кредитам, пренебрегать проверкой не стоит. Примерно 80% наших контрагентов имеют кредиты в банках. Это обусловлено их отраслевой принадлежностью. Доля кредитного капитала в оборотных средствах контрагентов существенна.

— То есть, кредитную историю вы ввели в список обязательных проверок?

— Да, именно так. Кредитная история имеет ряд существенных преимуществ. Работа с этим документом помогает точнее определять лимиты дебиторской задолженности по контрагентам, отказывать тем из них, которые с большой долей вероятности не смогут выполнить своих обязательств. Данные кредитной истории служат хорошим дополнением к информации, которую мы получаем из балансов компании. Детализируя расходы контрагента, выявляя его кредитную нагрузку.

Существенное преимущество кредитной истории – актуальность данных о финансовых проблемах контрагента. Как правило, банки и другие контрагенты начинают предъявлять арбитражные иски только тогда, когда исчерпаны все другие способы взыскания дебиторской задолженности. К моменту попадания этой информации в соответствующие информационные ресурсы, принимать новое решение по контрагенту уже поздно.

К тому же кредитную историю легко получить. Стоимость запроса невысокая и составляет всего 450 рублей за одно юрлицо. Скорость получения информации составляет всего несколько минут. А значит, мы можем принять решение о предоставлении дебиторской задолженности и определить ее лимит в день обращения контрагента. Мы управляем нашими рисками и минимизируем долю проблемной задолженности. За 2015 год доля такой дебиторки снизилась на 15 процентов.

— Какие еще инструменты вы используете для проверки финансового состояния и платежеспособности клиентов?

— Мы используем три ключевых финансовых показателя: долговую нагрузку — соотношение кредитных обязательств /EBITDA, показатель ICR и отсутствие систематических просрочек по текущим обязательствам. Фактически мы проводим проверку нашего контрагента с позиции банковского андеррайтинга. Впрочем, мы и являемся своеобразным «банком» для наших партнеров, только предоставляем не денежные, а производственные средства. Если контрагент отказывается дать нам согласие на такую проверку, мы готовы предложить ему сотрудничество, но только без формирования дебиторской задолженности.

Справка о компании:

Компания «Металлинвест» является одним из лидеров на рынке металлопроката в Уральском регионе. У компании есть собственные логистические склады, которые позволяют комплектовать сборные вагоны, что дает значительное конкурентное преимущество. С 2008 года компания развивает собственное производство. На текущий момент компания производит широкий ассортимент собственной продукции, а именно: профильную и круглую трубу от 40 до 300 диаметра различного сечения, металлоконструкции, сварную балку и с недавнего времени — рельсовые скрепления.

Источник

Другие кейсы

Регистрируйся с уверенностью

Начните проверку сейчас