Корпоративное коллекторство

Корпоративное коллекторство — досудебное взыскание безнадежных долгов с юридических лиц при помощи методов «законного шантажа». В статье расскажем, как коллекторы взыскивают корпоративные задолженности и как обезопасить бизнес от безнадежных долгов.

Услуги коллекторов для юридических лиц

К услугам коллекторов для юридических лиц прибегают в тех случаях, когда не помогают напоминания, отсылки к договору и даже угрозы обратиться в суд. При этом компания-кредитор уверена, что у должника есть активы для погашения долга, но эти активы должник скрывает.

Коллекторы по юридическим лицам решают следующие задачи:

      • разыскивают должника и его активы;
      • собирают информацию, находят слабые места и рычаги давления;
      • ведут переговоры с должником;
      • подключают рычаги давления;
      • контролируют процесс выплаты долга.

Методы внесудебного взыскания долгов

Разберем законные и незаконные методы, а также точечные и массовые.

Законные методы
1. Экономический прессинг — срыв критически важного для бизнеса партнерства, поставок или кредитной линии. Для реализации этого метода нужно убедить ключевых контрагентов должника оказать экономическое давление, например: заморозить поставку товара или перейти на предоплату.

2. Взыскание через суд. Этот метод, как правило, самый накладный для кредитора. Судебные тяжбы длятся месяцами, требуют значительных затрат времени и ресурсов — например, на оплату юридических услуг. Кроме того, через суд бесполезно взыскивать безнадежные долги.

3. Переговоры, в том числе через посредников — дешевый и быстрый способ, но малоэффективный при отсутствии рычагов давления на должника.

Незаконные методы — силовое давление на должника через госорганы или криминальные структуры. На этих методах останавливаться не будем, мы призываем действовать в рамках закона.

Массовые методы взыскания включают в себя работу со СМИ и проведение публичных мероприятий. Задача этих методов — привлечь к инциденту внимание прессы, госорганов и общественности.

Для СМИ пишутся пресс-релизы и журналистские расследования. В пресс-релизе описывают ситуацию и рассылают по редакциям. Если пресс-релиз заинтересует СМИ, материал опубликуют или выпустят в эфир. Журналистские расследования проводят, чтобы доказать платежеспособность нежелающего платить должника: ищут счета, недвижимость, бизнесы. Образцовые примеры журналистских расследований вы найдете на сайте Фонда борьбы с коррупцией.

Публичные мероприятия организуют для широкой огласки инцидента, но без привлечения СМИ. Это может быть пресс-конференция, реклама на улицах города или в интернете. Так, в 2010 году лизинговая компания «Столица» взыскала долг с ГК «Бородино» с помощью рекламы на щитах.

shame_banner
13 таких объявлений появились в Москве на рекламных щитах. Через сутки после размещения «Столице» вернули долг

Коллекторы взяли на вооружение интернет-технологии. Они создают сайты, на которых выкладывают информацию о должнике: сколько кому должен, решения суда, сведения об учредителях. Если должник отказывается платить, сайт публикуют и стараются продвинуть на первые строчки поисковой выдачи. Тем самым коллекторы отпугивают потенциальных клиентов и партнеров должника.

Точечные методы используют для работы с ключевыми для должника группами — клиентами, поставщиками, кредиторами. Этим группам звонят, пишут письма, настраивают на них таргетированную рекламу — делают все, чтобы подорвать сотрудничество с должником.

zhaloba
Пример точечного воздействия на должника — письмо человеку, который может повлиять на должника. Источник: zakon.ru

Алгоритм взыскания долгов

Корпоративные коллекторы делят алгоритм взыскания на четыре этапа: исследуют деловые связи должника, моделируют сценарии поведения, разрабатывают способы взыскания и реализуют их.

Исследование деловых связей должника
Коллекторы ищут физических и юридических лиц, партнерство с которыми стратегически важно для должника. Например:
• контрагенты,
• кредиторы,
• инвесторы,
• профессиональные объединения: СРО, ассоциации, союзы и т. д.

Моделирование сценариев поведения должника
Коллекторы строят гипотезы относительно неуплаты долга и методов его взыскания. Они ищут ответы на следующие вопросы:
• Есть ли у должника возможность погасить долг? Если есть, за счет чего?
• Почему должник не выплачивает долг?
• Какие методы будут наиболее эффективны в отношении должника?
• Как должник будет реагировать на угрозы?

Способы взыскания
На основе сценариев поведения коллекторы определяют способы взыскания долга и приоритезируют их. Например, сначала отправляют письмо с предупреждением, что в случае неуплаты долга в СМИ появится изобличающий материал о должнике. Если должник игнорируют угрозу, передают материал в СМИ и пишут новое предупреждение, например, о создании сайта с продажей долга.

Сопровождение выплаты долга
Если должник готов вести переговоры по возврату долга, коллекторы составляют схему выплат. Например, должник возвращает долг равными частями в течение десяти месяцев. С должником подписывают соглашение о возврате долга в рассрочку. Затем контролируют возврат долга. Если деньги не приходят в оговоренные сроки, коллекторы возвращаются к переговорам и угрозам.

Покупка и продажа долгов юридических лиц

Мы знаем два способа продажи долга: выставить долг на биржу, продать коллекторам или юристам

Есть сайты-биржи, где продают и покупают долги юридических лиц, например, debbet.ru или zalog24.ru. Регистрируетесь, создаете карточку должника с размером долга и назначаете стоимость продажи этого долга.

debbet-ru
«Витрина» долгов юрлиц на debbet.ru

Некоторые юридические компании покупают корпоративные долги, например, dolgburo.ru.

trebovaniya_k_dolgu
Требования к долгу компании «Долговое бюро»

За какую сумму можно продать долг

Стоимость покупки зависит от размера долга, срока просрочки и качества должника.
Если долгу меньше года и у должника есть ликвидные активы и нет серьезной долговой нагрузки, можно рассчитывать на 50–75%. Чем сложнее долг и беднее должник, тем ниже цена выкупа долга. Нижняя граница обычно находится в районе 10%.

Долговую нагрузку вы можете проверить с помощью кредитной истории юридического лица.

Как уберечь компанию от безнадежных долгов

Чтобы не приходилось выбивать долги из контрагентов, проверяйте их платежеспособность до начала сотрудничества. Сервис unirate24.ru предлагает вам три инструмента проверки:

Кредитный отчет покажет уровень закредитованности контрагента и его платежную дисциплину — сколько он должен банкам и насколько исправно платить по кредитам

Бизнес-справка покажет сводные данные из открытых источников: сведения о регистрации ФНС, ЕГРЮЛ, баланс, отчет о прибылях и убытках, коэффициенты доверия компании, индекс финансового риска, арбитражные дела компании и т. д.

Бухгалтерская отечность контрагента позволяет оценить финансово-экономическую деятельность контрагента в текущем периоде и за несколько лет.

Начните проверку сейчас

Это не займет много времени. Отчет придет уже через 1 секунду.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ
13.08.2018
Корпоративное коллекторство

Корпоративное коллекторство — досудебное взыскание безнадежных долгов с юридических лиц при помощи методов «законного шантажа». В статье расскажем, как коллекторы взыскивают корпоративные...

Читать далее

6.08.2018
Недобросовестные поставщики

Недобросовестные поставщики — участники госзакупок, которые по результатам анализа антимонопольной службы и решению суда попали в реестр неблагонадежных компаний. В этот реестр...

Читать далее

28.06.2018
В ресторане нужна технология или «длинный нос»

Владелец пироговой «Подсолнухи» Андрей Семенов рассказывает, как ресторанный бизнес борется со злоупотреблениями персонала и что можно сделать, чтобы сотрудники как можно реже «прижимали...

Читать далее