Cистемы внутреннего контроля на предприятии

Внутренний контроль на предприятии направлен на установление и устранение рисков (финансовых, производственных, правовых и т.д.), а также нарушений сотрудниками своих обязанностей, которые могут стать причиной убытков организации или порчи ее деловой репутации. Но, как показывает практика, часто даже при наличии всех отделов контроля отсутствует их взаимосвязь между собой. И, как следствие, такая система внутреннего контроля (СВК) имеет минимальную эффективность.

Цели и задачи системы внутреннего контроля:

  • Контроль работы предприятия на соответствие требованиям законодательства РФ;
  • Контроль торгово-производственного процесса, порядка предоставления услуг и проверка их эффективности;
  • Проверка уровня материально-технического снабжения;
  • Контроль сохранения активов и рациональности расходования ресурсов;
  • Проверка точности исполнения всех договоров, а также распоряжений и приказов руководства;
  • Внутренний аудит, проверка финансовой документации на достоверность данных;
  • Анализ внутренней и внешней среды предприятия, выявление рисков безопасности.

При этом важно учитывать размах деятельности организации. Так, например, предприятию с многомиллионным оборотом и сетью филиалов в регионах требуется вся цепочка органов СВК. Для малых и средних предприятий допустима упрощенная система СВК (ее состав определяется руководством), а в организациях семейного бизнеса все органы контроля представлены ее собственником.

проверить сотрудника по кредитной истории

Ключевые компоненты СВК

Результативная система внутреннего контроля включает:

  • Внутреннюю контрольную среду, гарантирующую результативность хоз. деятельности и качество отчетности. В нее входят отделы по развитию корпоративной культуры и внутреннего кодекса предприятия, кадровый отдел, осуществляющий проверку сотрудников при приеме на работу, органы контроля, следящие за выполнением программ против мошенничества, хищений на предприятии и т.д.
  • Риск-менеджмент, направленный на выявление рисков нерационального расходования средств, хищений, порчи продукции и разработку мер по их минимизации. Выявить недобросовестных работников, склонных к кражам, помогут данные о кредитах сотрудников, получить которые можно через сервис UNIRATE24. Результатом запроса станет консолидированный отчет с определением общей кредитной нагрузки конкретного лица, наличии у него просроченных платежей. По данным статистики, большая задолженность работника часто подвигает его на поиск не вполне законных источников обогащения, в том числе кражу материальных ценностей предприятия.
  • Разработка контрольных процедур, закрывающих недочеты в системе контроля (ограничение доступа к конфиденциальной информации, разграничение сфер ответственности и т.д.).
  • Создание коммуникационной системы между внутренними отделами предприятия, которая гарантирует обмен полной и достоверной информацией между руководителем и подчиненными ему подразделениями;
  • Мониторинг – создание высшим руководством нормативов, позволяющих определить отклонения в работе сотрудников от стандартных показателей и правил (сроки бухгалтерской отчетности, нормативы складских остатков и т.д.).

Наличие всех компонентов СВК на предприятии позволит повысить его конкурентоспособность, разработать меры по привлечению инвестиций, а также внедрить эффективную кадровую, материальную и ценовую политику. Кроме того, собственники предприятий смогут с минимальными затратами ресурсов проконтролировать деятельность топ-менеджмента, а также работу филиалов и подразделений организации.

проверить сотрудника по кредитной истории

Порядок разработки и внедрения СВК

Разработка и внедрение системы внутреннего контроля включает этапы:

  1. Подготовительный. На нем определяют основные цели и задачи, для которых создается СВК (например, защита активов или контроль достоверности внутрифирменной информации).
  2. Подготовка мероприятий по внедрению СВК.
  3. Выявление направлений деятельности, которые требуют особого контроля. Для этой цели создается рабочая группа и составляется план-график работ по идентификации рисков и их анализу. При этом рационально включить в группу руководителей контролируемых отделов.
  4. Детальное описание наиболее существенных для работы предприятия бизнес-процессов. К данному этапу относится разработка внутренних стандартов и нормативов, касающихся документооборота, учетной политики, бюджетирования, порядка и сроков предоставления финансовой отчетности совету директоров. Сюда же может быть отнесено определение долговой нагрузки персонала перед банковскими учреждениями, оценка их благонадежности и ответственности при работе с материальными ценностями, а также разработка рабочих инструкций для персонала.
  5. Выявление и контроль рисков, способных привести к значительным финансовым потерям в компании. Сделать это можно посредством анализа отчетов о кражах, порчи материальных ценностей, ошибках в отчетности, а также периодичности их возникновения.
  6. Оценка качества применяемых контрольных процедур. В данном случае оценивается точность соблюдения регламента контрольной системы, а также происходит поиск допущенных ошибок в отчетности. На основании этих данных составляется аудиторский отчет.

Соблюдение всех описанных этапов работы и формирует работающую модель СВК

Регистрируйся с уверенностью

Начните проверку сейчас

Закажите демо-доступ и попробуйте бесплатно