Кража ГСМ на предприятии: как предотвратить

По данным Omnicomm, размер хищений на предприятии может составлять 30%  от установленного объема ГСМ в месяц. Чтобы вам было проще контролировать и пресекать воровство топлива, в этой статье мы собрали 8 способов кражи ГСМ и 6 методов контроля.

Варианты воровства

Слив топлива

Суточная норма расхода топлива (НРТ) 40 литров. Затрачено 35 л. Водитель с помощью шланга сливает 5 литров горючего для продажи, либо заправки своего автомобиля.

Обратить внимание: если горючее пропадает в небольших объемах, первые в группе риска водители с личными автомобилями на дизтопливе (возможно, подворовывают для себя).

Левый чек

Выделено 6000 р. на заправку техники. Сотрудник заправляется на 4000р, а 2000р. оставляет себе. Для отчета в бухгалтерию покупает фальшивый чек на сумму 6000р.

Обратить внимание: частые жалобы шофера на норму топлива, перегруз, неровные дороги, пробки, ветер.

Продажа топливных талонов

Бензин не израсходован. Водитель продает топливный талон по заниженному курсу, а в бухгалтерии отчитывается якобы за заправку по нему.

Обратить внимание: жалобы на нехватку топливных талонов из-за высоких затрат на ГСМ из-за перегрузов, неровных дорог, ветра.

Левый рейс

Нужно доставить груз из пункта «А» в пункт «Б». Шофер берет дополнительный «левый» груз в пункт «С» из-за которого путь увеличится на 1000 км. Фирма несет убытки, оплачивая горючее на «левые шабашки» шофера.

Обратить внимание: значительное расхождение в расходе топлива «А-Б» и «Б-А».

Подкрутка одометра

Пройденный километраж 4000 км. Водитель накрутил одометр прибором (подмотка, генератор скорости) до 6000 км.

Два варианта действий: покупается «левый» чек, остаток денег идет в карман; топливо сливается для продажи либо заправки личного автомобиля.

Способы контроля

Совершенных инструментов контроля не придумано, тем не менее есть способы снизить кражи.

Учет расхода топлива

В путевых листах и товарно-транспортных накладных указана информация о пробеге, грузе, заправках ТС. На основании этих данных рассчитывается затрата горючего. Если фактическая цифра значительно отличается от расчета, возможно есть факт мошенничества.

Ловля на живца

Машина отправлена из пункта «А» в пункт «Б». По дороге подставной заказчик предлагает за деньги отклониться от курса, чтобы доставить «левый» груз в другой пункт. Водитель соглашается операция прошла успешно.

Риски: шофер может заподозрить подставу или его предупредит кто-то из службы безопасности предприятия.

Топливные карты

АЗС отчитывается перед фирмой о заправке, у водителя нет доступа к деньгам.

Вариант обхода сговор с АЗС: Оператор списывает с топливной карты 200 литров бензина, заправляет машину на 150 л. Разницу в 50 литров шофер получает деньгами по заниженному курсу.   

Оптовая закупка ГСМ

Горючее закупается самой компанией оптом и хранится на складах. Исключается покупка «левых» чеков, сговор с АЗС, продажа карт. Но остается два варианта обхода: сговор со сторожем, слив из бака ТС.

Видеонаблюдение

Снижает риск воровства на топливных складах и махинаций на стоянке.

Риск: Если камера вышла из строя или узкий угол обзора, доказать виновность вора будет сложно.

Система контроля Глонасс/GPS

Отслеживает местоположение, скорость, время, фактический расход горючего ТС и сливы.

На ТС устанавливают трекер GLONASS/GPS с датчиками уровня топлива (ДУТ). Система передает данные с автомобиля на компьютер диспетчера.

Способы обхода:
1) Спутниковый сигнал блокируется с помощью GPS-трекера и машина полностью выпадает из вида диспетчера.
2) Диспетчер не видит изменений количества горючего, если на ДУТе будет заклеено отверстие воздушного дренажа.
3) Во время движения ТС горючее сливается с помощью врезанного тройника с краном в топливный бак.

Нужно знать

Мы рассмотрели несколько способов кражи: левые чеки, слив, сговор с сотрудниками компании и АЗС, левые рейсы, воровство на складах.

Для фирм с маленьким парком идеальным вариантом будет учет расхода топлива это снизит вероятность «шабашек»  и сливов ГСМ.

Для среднего бизнеса подойдет видеонаблюдение, топливные карты, оптовые закупки горючего  поможет в борьбе с воровством на складах и стоянках, махинациями с чеками, сливами.

Для фирм с широким парком и большими объемами затрат на ГСМ необходим спутниковый контроль — охватывает все способы мошенничества.

К сожалению, совершенных систем контроля не придумано, поэтому даже объединив все инструменты, 100% результат не гарантирован.

Борьба с мошенничеством должна начинаться с подбора персонала. Поэтому при поиске сотрудника проверяйте его кредитную историю. Человек с тяжелым кредитным бременем легче идет на преступление, особенно, когда есть просрочка по кредиту.

Начните проверку сейчас

Это не займет много времени. Отчет придет уже через 1 секунду.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ
13.08.2018
Корпоративное коллекторство

Корпоративное коллекторство — досудебное взыскание безнадежных долгов с юридических лиц при помощи методов «законного шантажа». В статье расскажем, как коллекторы взыскивают корпоративные...

Читать далее

6.08.2018
Недобросовестные поставщики

Недобросовестные поставщики — участники госзакупок, которые по результатам анализа антимонопольной службы и решению суда попали в реестр неблагонадежных компаний. В этот реестр...

Читать далее

28.06.2018
В ресторане нужна технология или «длинный нос»

Владелец пироговой «Подсолнухи» Андрей Семенов рассказывает, как ресторанный бизнес борется со злоупотреблениями персонала и что можно сделать, чтобы сотрудники как можно реже «прижимали...

Читать далее