Платежеспособность контрагента

20042016
Оценка платежеспособности предприятия – один из этапов оценки контрагента перед заключением нового контракта с предоставлением кредиторской задолженности, авансовых платежей. При этом оценивать необходимо не только новых контрагентов. Один раз в квартал проверке рекомендуется подвергать и тех контрагентов, сотрудничество с которыми продолжается не первый год.

Анализ платежеспособности предприятия

Способность контрагента рассчитаться по коммерческому кредиту – важная его характеристика, если он претендует на отсрочку платежа, формирование в его отношении кредиторской задолженности. Оценивать эту способность – задача для кредитора. Важно провести оценку адекватно. Не предъявляя контрагенту ни крайне завышенных, ни крайне заниженных  требований. В первом случае можно нанести ущерб отделу продаж, во втором – финансовой службе проверяющего предприятия.

Показатели платежеспособности предприятия

Основные показатели ликвидности и платежеспособности предприятия можно посмотреть в консолидированных отчетах информационно-справочных систем (таких, как бизнес-справка), бухгалтерской отчетности и кредитной истории юридического лица-контрагента. Таковыми являются:

  • Индекс платёжной дисциплины. Индекс строится на данных крупнейших оптовых поставщиков, оценивающих дисциплину своих контрагентов и довольно точно отражает реальное положение дел. Не рекомендуется использование коммерческих кредитов с контрагентами, имеющими индекс в диапазоне 0-49 баллов (высокий риск просрочки платежа).
  • Бухгалтерская отчетность. Позволяет получить данные о прибыли контрагента за отчетный период и информацию о его расходах в том числе по краткосрочным (чаще всего дебиторская задолженность) и долгосрочным (чаще всего банковские кредиты) обязательствам. Не рекомендуется предоставление коммерческого кредита контрагентам с долговой нагрузкой свыше 3-4 годовых прибылей компании.
  • Кредитная история. Открывает доступ к информации о кредитах контрагента с помесячной детализацией выплат по кредитам, их объему и своевременности. Позволяет более точно оценить долговую нагрузку предприятия, установить, случаются ли у него «кассовые разрывы», на какой срок и с какой периодичностью, если да. Не рекомендуется предоставлять коммерческих кредитов контрагентам с плохой кредитной историей (просрочки, невозвраты кредитов, сверхвысокая долговая нагрузка).

Также проверить фирму на долги с проблемными выплатами по ним помогает отчет из Арбитражного суда (предоставляется в рамках бизнес-справки). Если контрагент выступает ответчиком по арбитражным искам, это свидетельствует о его невозможности вовремя и в полном объеме рассчитываться со  своими кредиторами.

Инструменты для оценки контрагента

В личном кабинете UNIRATE24 вы найдете всю необходимую информацию для оценки платежной дисциплины контрагента, включая его кредитную историю.

Регулярная и систематическая оценка платежной дисциплины контрагента позволяет сократить риски взаимодействия со злостными неплательщиками и компаниями-однодневками, сбалансировать кредитную политику предприятия,  избежать проблемных для финансов компании и ущерба для коммерческой службы.

Регистрируйся с уверенностью

Начните проверку сейчас