Как не допустить формирования проблемной «дебиторки»

Дебиторская задолженность – долги, которые причитаются предприятию со стороны физических и юридических лиц, контрагентов предприятия. «Дебиторка» бывает краткосрочная и долгосрочная, ее делят на текущую, сомнительную и безнадежную. Как не допустить формирования сомнительной и тем более безнадежной задолженности или постараться минимизировать ее количество в общей массе?

Профилактика дебиторской задолженности

Предотвратить формирование проблемной дебиторской задолженности контрагента гораздо легче, чем заниматься ее взысканием в дальнейшем. Самые очевидные способы сделать это:

  • Потребовать с контрагента предоплату (когда это возможно).
  • Обеспечить сделку залоговым имуществом, поручительством третьих лиц, при помощи банковских гарантий.
  • Сформировать встречную (кредиторскую) задолженность.
  • Ввести с контрагентом аккредитивную форму расчетов.

Однако зачастую в практике российских компаний случаются ситуации, когда такие, превентивные по сути, методы формирования дебиторской задолженности контрагента не работают. И сотрудникам службы безопасности, экономистам, руководству компании нужно принять решение по сотрудничеству особенно с новым контрагентом, оценить свои риски.

Проверить контрагента на долги

Проверить контрагента на долги

Принять решение по работе с новым контрагентом по авансовой схеме поможет анализ его финансовой деятельности на предварительном этапе заключения сделки. Информацию для анализа можно взять как в открытых источниках (ЕГРЮЛ, ФНС, Арбитраж), так и в закрытых, платных базах данных. Однако, этих данных может оказаться недостаточно для анализа:

  • Новых компаний (пока не сдавали отчетность в ФНС).
  • Индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, информация в открытых источниках и специализированных базах данных не всегда отличается актуальностью. У контрагента уже полгода идет один «кассовый разрыв» за другим, но по предыдущим данным, переданным в ту же ФНС, его финансовое положение не вызывает опасений. Если и не проверить его дебиторскую задолженность, то проанализировать исполнение долговых обязательств (сходных с дебиторскими по своей сути) поможет кредитная история.

Проверить контрагента на долги

Исполнение долговых обязательств

По тому, как дебитор в принципе рассчитывается со своими долгами, персональными и корпоративными (в случае с ИП эти понятия зачастую сливаются) можно судить, каковы шансы, что он не сформирует проблемную «дебиторку» для вас. Узнать это можно в кредитной истории юридического (крупные ООО)/физического лица (небольшие или новые ООО, ИП). Применение кредитной истории на предварительном этапе работы с контрагентом позволит:

  • Верифицировать контрагента
  • Проверить контрагента контактные данные, фактический и юридический адреса.
  • Рассчитать уровень кредитной нагрузки (при наличии в распоряжении балансов контрагента).
  • Получить детализацию информации по кредитным счетам проверяемого.
  • Оценить глубину и качество исполнения кредитных обязательств проверяемым.
  • Получить полные сведения о количестве кредитных запросов и их цели (развитие бизнеса, оборотная линия, лизинг).
  • Отсечь заведомо недобросовестных контрагентов.
  • Избежать формирования проблемной дебиторской задолженности.

То есть, кредитная история позволяет проверить дебиторскую задолженность контрагента и спрогнозировать ее качество в вашем отношении. Причем, сделать это «в режиме реального времени». Ведь в отличие от других источников информация из бюро кредитных историй актуальна на секунду запроса и позволяет оценивать не только опытных игроков рынка, но и новичков, а также ИП.

Регистрируйся с уверенностью

Начните проверку сейчас

Закажите демо-доступ и попробуйте бесплатно